|
Сам Шон Стюсси и не подозревал, что завоюет
такую известность среди модников всего мира,
когда 19 лет назад начал штамповать свою
уникальную подпись на футболках с целью
пропаганды …. серфинга и продажи досок. Вот так,
случайно, Стюсси изобрел уличный стиль. Он
основал свой именной лейбл и на тот момент
оказался единственным производителем
дизайнерской одежды для молодых людей. До
рождения Gap и Tommy было еще очень далеко. Даже
термин "уличный стиль" еще не изобрели (он
вошел в обиход в начале 90-х). Стюсси взлетел на
Олимп моды благодаря несомненному таланту,
удачному моменту и дружбе с только-только
появляющимися диджеями, клипмейкерами и
стилистами. А такие личности, как Ян Браун из Stone
Roses, Голди (у него самая большая коллекция Stussy в
мире) и Мик Джонс из Clash, были и остаются его
поклонниками.
Сам Стюсси был искренне потрясен таким успехом,
ведь его достижения были основаны не на холодном
расчете дельца, а на тонком восприятии и полном
отсутствии пиетета перед условностями модного
бизнеса. Эти элементы сразу же обеспечили
компании рост и породили миф, которым она окутана
до сих пор. В конце концов они привели Stussy к
кризису и неожиданному отъезду хозяина на Гавайи
в Новый 1996 год. Стюсси в возрасте 42 лет стал
отшельником-миллионером. Теперь его компанией
руководит старый деловой партнер Шона Френк
Синатра (не имеющий никакого отношения к певцу).
Имея пакет акций нью-йоркского и
лос-анджелесского отделений Stussy, сам Шон все свое
время теперь тратит на серфинг и семью - жену и
двух взрослых сыновей - и утверждает, что сегодня
его совершенно не интересует, что носят
подростки на улице. За прошедшее время он дал
лишь несколько интервью и все они были
малоинформативны. Именно поэтому имеет смысл
говорить только о прошлом этой модной марки.
Шон Стюсси родился в 1954 году в семье работника
типографии. Он начал делать доски для серфинга в
возрасте 13 лет и к 23-м годам приобрел хорошую
репутацию в родном городке Лагуна Бич. В 1979 году
он начал подписывать доски, отчего они сразу же
приобрели необычный, "дизайнерский" вид.
Интерес Шона к одежде возник из той же
потребности выделяться из толпы. Он стал
завсегдатаем складов военного имущества, где
покупал штаны большого размера и обрезал их по
колено. Так Шон и его друзья, которые носили этот
самопал, прослыли крутыми парнями. Серфер -
Стюсси вовсе не был этаким пляжным бездельником,
который от нечего делать убедил Френка Синатру,
что было бы неплохо вместе заняться одежным
бизнесом. У него уже были в голове определенные
идеи по поводу одежды, но на это требовались
деньги. В 1980 году Синатра одолжил Шону $5000 на
изготовление футболок. Через год партнерство
было оформлено документально, благодаря чему из
местных банков удалось выкачать дополнительные
кредиты.
В первый год фирма заработала $1000, во второй -$10000.
Синатра занимал деньги на производство везде,
где только мог. Оба они семь лет проработали без
зарплаты! Шон решил производить весь ассортимент
одежды и благодаря этому в 1986 году получил первый
большой заказ - на джерси и пляжные штаны.
Заработав неплохие наличные, Стюсси начал
путешествовать. Ему хотелось международного
признания, как у тех, кем он восхищался - Рей
Кавакубо и Армани. И Шон обосновался в Нью-Йорке.
Его новый компаньон Пол Миттлман познакомил Шона
с кругом представителей местной музыкальной
культуры. После каждой запомнившейся встречи Шон
посылал новым знакомым в качестве благодарности
коробку одежды.
Музыка стала "связующим агентом" этой
многочисленной и разрозненной группы. Шон
постоянно получал новые записи своих дружков
ди-джеев; в его творчестве - львиной символике, в
красных, золотых и зеленых мотивах - проявилась
любовь к регги; хип-хоп тоже не остался в стороне.
Серфингистские примочки полностью сменились на
урбанистические, что соответствовало столичному
образу жизни Шона.
В 1990 году он послал всем знакомым куртки с
эмблемой "Сотрудник Stussy". Затем дружеская
шутка была слегка растиражирована, появилась
надпись "Международное Племя Stussy" (IST,
International Stussy Tribe), а затейливый логотип в стиле
граффити превратился в некий знак отличия - как
герб на клубном пиджаке. К "шайке Шона"
захотели примкнуть все новые и новые
знаменитости. Через год состоялось первое и
последнее официальное сборище Племени в Токио,
на открытии пятиэтажного ночного клуба Gold, куда
членов IST привезли на самолетах. Удивительно, но
компания Stussy за все свое существование потратила
на рекламу не больше $100000, что по меркам модного
бизнеса является мизером, - благодаря
подаркам-экспромтам, когда все нужные люди
носили в правильных местах именно его одежду.
Кроме того IST предвосхитило одно из основных
направлений рекламы последнего десятилетия: оно
обращалось к молодому потребителю на его уровне.
Стюсси можно назвать Малколмом МакЛареном
уличного стиля. Он очень весело занимался
бизнесом, но порой этого веселья оказывалось
слишком много. Шон работал по вдохновению и не
стремился заполнить магазинные полки. За успехом
наступила полоса неприятностей. А тут еще по
проторенной им дороге двинулись десятки
компаний производителей уличной одежды. Глава
фирмы, как типичный аутсайдер, абсолютно не
испытывал интереса к тому, чтобы идти в ногу со
стремительно развивающимся рынком, и позволял
себе месяцами отдыхать на Гавайях. Однажды
вечером Шон ушел из офиса и больше уже не
вернулся. Зачем? Он сам не может толком объяснить,
утверждая при этом, что бросить труд всей своей
жизни и отказаться от соблазна утроить капитал
для него было совсем не трудно.
Впечатляет? Конечно же, впечатляет, когда кто-то
умеет ценить независимость выше прямой огневой
мощи. Шон Стюсси стал неуловимым отшельником, но
его дух сохранился в созданной им компании.
Внешне она реорганизовалась, чтобы выжить в
жестоких условиях рынка street wear, ею же и
созданного. А сам Стюсси теперь одевается в Helmut
Lang, Prada и Jil Sander. Однако на досуге подумывает, не
открыть ли еще одну линию одежды - такой, которую
он у удовольствием хотел бы иметь, но нигде не
может найти.
По материалам журнала "Ом". Апрель 2000. |